Харольд Стерн – американский психоаналитик, развивающий и внедряющий в широкий круг помогающих практик идеи своего учителя Хаймана Спотница, осуществившего модернизацию некоторых положений психоанализа для адаптации этого подхода к терапии психотических, в первую очередь шизофрении, и пограничных расстройств. В своей книге Стрен последовательно и всесторонне освещает значение кушетки для психоаналитического и психотерапевтического процессов.
Если когда-то кушетка была обязательным атрибутом психоанализа, то сегодня психоаналитики порядочно к ней охладели. Кушетку воспринимают скорее как символ и важную часть психоаналитической истории, которым отдают должное уважение и почтение. Считается, что психоаналитик без кушетки – это не психоаналитик, даже если он вообще не использует кушетку в своей работе, она просто обязана быть в его кабинете.
Учитывая, что в недалёком прошлом использование кушетки для осуществления «трушного» психоанализа было императивом, современный плюрализм мнений в этом вопросе говорит о большей свободе психоаналитиков от идеализации аутентичной фрейдовской практики и попыток слепо ему подражать. А, как известно, отказ от идеализации характеризует процесс взросления, что как бы намекает….
В то же время мне бывает странно слышать истории о том, что, дескать, Фрейд изобрёл «кушетку» как терапевтический метод только потому, что не любил, чтобы на него смотрели. Мол, всё это его личные комплексы и незачем нам их абсолютизировать. Абсолютизировать действительно незачем, но попытаться понять совершенно необходимо. Хотя бы чтобы лучше понимать самих себя.
Во-первых, надо обладать очень выраженным эксгибиционизмом, чтобы находиться под пристальным взглядом других людей по десять часов в день, особенно, если все эти десять часов осуществляется та самая классическая, направленная на исследование бессознательной сексуальности и деструкции практика. И что-то мне подсказывает, что такой заряд эксгибиционизма у аналитика терапевтическому процессу будет отнюдь не на пользу. Так что в этом отношении, я думаю, Фрейд был прав, проведя между собой и анализантом это сепарационную черту, приводящую к аскезе первичных (взгляд, ощущение) и стимулирующую вторичные процессы (образ, речь).
Во-вторых, говорить, что Фрейд придумал «кушетку», чтобы на него не смотрели, всё равно, что говорить, будто Ньютон придумал теорию всемирного тяготения, чтобы на него не падали яблоки. По-моему, эти люди, обладая незаурядной интуицией и наблюдательностью, через законы частного вывели законы общего, и это называется дедукция. Далее их умозаключения были подвергнуты другими людьми экспериментальной и теоретической проверке и во многом скорректированы. И это называется наука. Сегодня благодаря огромному количеству психоаналитических исследований мы знаем, что есть довольно большая категория пациентов, которым, мягко говоря, не полезно работать, не видя терапевта. Поэтому использование кушетки, как и метода свободных ассоциаций, является индивидуальным выбором в отношении каждого отдельного пациента.