Невилл Симингтон получил психоаналитическое образование в Великобритании, о чём он не раз упоминает в книге, когда рассматривает историю и особенности развития психоаналитических школ в этой стране. Долгое время Невилл причислял себя к Независимой группе, чьи теоретические воззрения и стиль ведения психоаналитической практики формировались под влиянием работ Дональда Винникота, Рональда Фейрберна, Микаэля Балинта и др. В дальнейшем Симингтон, всё глубже осознавая ограничения подходов этой группы, особенно в работе с психозами, обратился к изучению работ Мелани Кляйн и её последователей.
Симингтон через призму собственного опыта описывает драматический раскол между тремя группами (последователей Мелани Кляйн, Анны Фрейд и Независимых), существующий в британском психоанализе на протяжении многих лет и вынуждающий психоаналитиков формировать свою профессиональную позицию и идентичность в соответствии с принципами только одной группы, отвергая те возможности и потенциалы, которые содержатся в опыте и теоретических представлениях других групп. Побыв в роли маргинала и отступника, Симингтон в своих работах отмечает чрезвычайную важность для профессионального развития психоаналитиков свободы мыслить, искать, находить, выбирать и синтезировать знания из самых различных источников – психологии, психоанализа, социологии, философии и т.д.
Симингтон посвящает свободе аналитика целый цикл статей, стараясь пояснить свою позицию таким образом, чтобы она не была истолкована превратно и использована для оправдания нарушения аналитиками границ и этики. С этой целью автор снова и снова подчёркивает, что говорит о внутренней, эмоциональной свободе аналитика – свободе от тех фантазий и представлений, в которые втягивает его работа с тем или иным пациентом, свободе от теоретических догм, свободе от собственных идеалистических представлений, собственного нарциссизма и т.д.
До «прихода» в психоанализ Симингтон был католическим священником, что очень чувствуется при чтении его работ о нарциссизме, где он говорит о Боге как об идеализированной «фундаментальной фигуре» структурирующей киселеобразное внутреннее состояние, присущее нарциссизму. Язык Симингтона скорее литературный, чем научный, оперирует больше метафорами, чем эмпирическими фактами, поэтому его описания проблемы нарциссизма хороши скорее как попытка эмпатически уловить это состояние, но в силу своей слабой теоретической и эмпирической обоснованности мало что дают для объяснения и практической работы с этой формой человеческого опыта.
Работы Симингтона по психологии кажутся довольно беспомощными – возможно, не имея академической подготовки по научной психологии, автор не находит ресурсов для использования уже накопленных в этой науке знаний. Тем не менее, такая внутренняя свобода, позволяющая Симингтону высказывать исключительно свои соображения, без опоры на какие-либо источники и авторитеты, может даже вызывать восхищение как смелая попытка – попытка не только интегрировать знания из разных областей, но и говорить, писать об этом (Симингтон даже апеллирует к Выготскому, что не может не радовать российского читателя). Закрытость психоаналитических сообществ создаёт препятствия для профессионального и личностного развития аналитиков – они поощряются и поддерживаются в рамках своей группы, но не вступают в дискуссии с представителями других групп или воспринимают критику от этих групп как атаки на свою идентичность. В результате работы аналитиков внутри группы превозносятся в независимости от их реальных качеств, поступающая извне критика не воспринимается, что не способствует теоретическому и практическому росту. Многие психоаналитики остаются безмолвными потому, что боятся высказать своё мнение, боятся перечить общепризнанным авторитетам – Фрейду, Кляйн, Винникоту и другим богоподобным фигурам в киселеобразном нарциссизме психоаналитического сообщества.
Мне очень симпатичны открывающие и закрывающие книгу статьи Симингтона, в которых он описывает начало своего аналитического пути, очень откровенно (но без вульгарного эксгибиоционизма) и очень трогательно рассказывая о своём первом психоаналитике Джоне Клаубере (описания случаев пациентов – это классика, а вот описание случая аналитика – это совершенно новый жанр), и продолжение своего личностного развития через анализ эпизодов жизненного опыта (обучение управлению самолётом). Мне всегда казалась слишком высокомерной и нарциссичной позиция психоаналитиков, считающих, что опыт психоанализа – это самый важный и самый развивающий опыт в жизни человека. На самом деле, и Симингтон на это указывает, это не так. Опыт жизни, её разнообразных событий и задач является неисчерпаемым и общедоступным ресурсом для развития личности, а психоанализ может предоставить метод того, как использовать события жизни конструктивным для развития личности способом.
Описание издателя
В этой книге Невилл Симингтон собрал воедино свои лекции и ранее опубликованные статьи, снабдив их свежими комментариями, которые открывают читателю все богатство его идей и побуждают к размышлениям относительно настоящего и будущего психоаналитической теории и клинической практики. С неожиданной открытостью автор приглашает читателя приобщиться к внутренней борьбе, сомнениям и противоречиям, которые сопровождали развитие его как личности и как психоаналитика. Интересными представляются его взгляды изнутри на принципы устройства и взаимодействие различных психоаналитических групп и направлений, а также его оценки идей Фрейда, Фейрберна, Кляйн, Биона, Винникотта и Балинта.
Содержание
Об авторе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Часть I
ДЖОН КЛАУБЕР: ПСИХОАНАЛИТИК ЛИЧНОСТИ
Глава первая. Джон Клаубер, независимый клиницист . . . . . . . .19
Часть II
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СВОБОДА АНАЛИТИКА
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Глава вторая. Пациент формирует аналитика . . . . . . . . . . . . .47
Глава третья. Акт свободы аналитика как фактор терапевтического изменения..74
Глава четвертая. Фантазия действует в соответствии с тем, что она репрезентирует …96
Глава пятая. Зрелость и интерпретация как совмещенные терапевтические факторы . . . . . 115
Часть III
РОЛЬ ОПЫТА, ПОЛУЧЕННОГО ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПСИХОПАТОВ И ПАЦИЕНТОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Глава шестая. Реакция на поведение психопата . . . . . . . . . . . 129
Глава седьмая. Источники ярости и агрессии. . . . . . . . . . . . . 146
Глава восьмая. Психотерапия пациента с умственной отсталостью …153
Глава девятая. Контрперенос в работе с умственно отсталыми пациентами . . 179
Часть IV
СТРАНСТВИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Глава десятая. Независимость суждения: лояльность и Британское психоаналитическое общество . . . . . 195
Глава одиннадцатая. Отъезд из Тэвистока: толчок к внутренним изменениям . . . . . . 205
Глава двенадцатая. Стремление обрести независимость суждения в Британском психоаналитическом обществе . . . . . . 219
Часть V
РАБОТЫ О НАРЦИССИЗМЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
Глава тринадцатая. Нарциссизм: реконструкция теории . . . . . 243
Глава четырнадцатая. Нарциссизм как фиксация на травме . . . 252
Глава пятнадцатая. Искажение интерпретации под влиянием нарциссизма. . . . . . . . 266
Глава шестнадцатая. Ядро нарциссизма . . . . . . . . . . . . . . .280
Часть VI
ВЛИЯНИЕ УИЛФРЕДА БИОНА
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
Глава семнадцатая. Влияние Биона на мою клиническую работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Глава восемнадцатая. Бион и трансформация травмы . . . . . . . 311
Часть VII
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
Глава девятнадцатая. Зависть: психологический анализ . . . . . 326
Глава двадцатая. Структура паранойи . . . . . . . . . . . . . . . . 339
Глава двадцать первая. Теория общения для психоанализа . . . . 357
Часть VIII
ЭПИЛОГ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
Глава двадцать вторая. Самоанализ в полете . . . . . . . . . . . . 377
Глава двадцать третья. Дальнейший путь . . . . . . . . . . . . . . 392
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396