Джейн МакАдам Фрейд и её выставка в честь 75-летия со дня смерти Зигмунда Фрейда

В октябре этого года в Еврейском Культурном Центре в Лондоне открылась выставка Джейн МакАдам Фрейд «Танец Осуждения – Работа Войны» (Dance of Disapproval — War Works). На выставке представлены экспонаты, созданные Джейн в 2005-2006 годах в период её работы в качестве резидента в Музее Фрейда в Хэмпстеде. Джейн МакАдам Фрейд – талантливый скульптор, правнучка великого Зигмунда Фрейда и дочь знаменитого художника Люсьена Фрейда. Отец Люсьена и дедушка Джейн – младший сын Зигмунда Фрейда Эрнст Людвиг Фрейд.

Dance of Disapproval-5

Люсьен Фрейд, ушедший из жизни не так давно – в 2011 году, был одним из самых высокооплачиваемых и востребованных художников современности. Он получил великолепное образование сразу в нескольких престижных художественных школах Великобритании, а его картины выставлялись в самых знаменитых галереях по всему миру и заслужили ему славу «классика» ещё при жизни. Люсьена Фрейда причисляют к художникам, работающих в жанре натурализма. Одна из самых знаменитых работ Люсьена Фрейда «Социальный работник спит», написанная им в 1995 году, была куплена на аукционе Кристи Романом Абрамовичем в мае 2008 за 33 641 000 долларов, став самой дорогой картиной в мире, проданной при жизни автора.

freud14Джейн МакАдам Фрейд пошла по стопам своего знаменитого отца и, получив прекрасное образование в области искусства, стала профессиональным скульптором. Джейн является членом Королевского британского общества скульпторов, имеет многочисленные награды и премии в области искусства и регулярно выставляется на ведущих арт-площадках Европы. В этом году Лондонский Еврейский Культурный Центр предложил Джейн организовать авторскую выставку в честь 75-летнего юбилея со дня её прадедушки Зигмунда Фрейда, на что Джейн с радостью согласилась.

2014-12-05 16-41-09 Скриншот экранаВ интервью изданиям Ham&High и Times Джейн так объясняет название своей выставки:

«Первая часть названия «Танец Осуждения»  появилось под впечатлением от того факта, что дом, в котором разместился сейчас Еврейский Культурный Центр – Айви Хаус, в своё время принадлежал знаменитой балерине Анне Павловой. Она с самого начала отличалась простотой и скромностью, и я во многом себя идентифицирую с ней. В основном в том, как она со сцены изящно и строго выражала своё неодобрение предрассудкам общества. В то время, когда мир был охвачен конфликтами,  такой способ вряд ли мог способствовать размышлениям о смысле войны. Обычно я стараюсь смотреть на вещи  без нравоучений и осуждения. Но сейчас я решила оценить имеющиеся в современном мире конфликты и упорное стремление к войне с точки зрения одобрения или неодобрения.

Вторая часть – «Работа Войны» появилась по двум причинам. Во-первых, в честь 100-летнего юбилея со дня начала Первой Мировой войны. Во-вторых, из-за практических соображений, так как мои работы будут разбиты на две части и представлены в разных местах. Две скульптуры будут выставлены в Музее Фрейда в Хэмпстеде на выставке «Почему Война?».

Dance of Disapproval-2«Почему Война?» — знаменитое письмо Зигмунда Фрейда Альберту Эйнштейну, написанное в 1932 году, когда мир уже находился в предчувствии великой войны. Страны-члены Лиги Наций предложили самому влиятельному учёному того времени Альберту Эйнштейну пригласить любого человека,  на его усмотрение, для искреннего обмена мнениями по любой из интересующих его проблем. Эйнштейн выбрал Фрейда, чтобы обсудить с ним вопрос «наиболее неотложный среди всех других, стоящих перед лицом цивилизации: существует ли для человечества путь, позволяющий избежать опасности войны?». Эйнштейн написал Фрейду публичное письмо с приглашением высказать своё мнение о том, «возможно ли контролировать ментальную эволюцию рода человеческого таким образом, чтобы сделать его устойчивым против психозов жестокости и разрушения?». Фрейд ответил сдержанным скепсисом: «мы не можем без ненависти … не можем иначе, ибо такова наша органическая природа… можно лишь сказать, что все то, что в той или иной форме сделано для развития культуры, работает против войны».

Dance of Disapproval-4«После того, как я прочитала его письма Эйнштейну, — рассказывает Джейн ,–  мне стало казаться, что он воспринимал как факт то, что мы снова окажемся в состоянии войны. Он видел эти агрессивные влечения и, в конце концов, как он сам отмечал в свойственной ему красноречивой и невероятно образной манере – проще ударить, чем подумать и, уж тем более, чем сказать. Его наследие – это, в первую очередь, указание на необходимость говорить, обсуждать».

Выставка «Танец осуждения – Работа войны» включает несколько  портретных рельефов с  изображениями Зигмунда Фрейда  и других членов семьи, созданные из специальной металлической проволоки, а также серию зарисовок, сделанных Джейн с предметов коллекции антиквариата Зигмунда Фрейда. Джейн считает, что у неё получилась прекрасная выставка.

Dance of Disapproval-3«Наследство моего прадедушки имеет для меня значение, не только в личном, но и в культурном плане. К тому моменту, когда я получила приглашение поработать в Музее Фрейда, я уже сама планировала устраивать регулярные поездки в музей, чтобы сделать зарисовки с его коллекции антиквариата, так что это предложение оказалось весьма кстати. В течение тех 20 месяцев я знакомилась с Фрейдом посредством его коллекции скульптуры,  изучала, что именно он коллекционировал, как и где он это размещал, и что он, может быть, хотел сказать с помощью этих инсталляций. Я пыталась понять своего предка как своего прадедушку, который также как и я увлекался скульптурой (хотя скорее как коллекционер антиквариата). Я держала в руках и рассматривала те же самые античные статуэтки, что держал и рассматривал он, когда формулировал свои теории. Это было невероятное ощущение, почти откровение, пытаться воплотить в жизнь дух того, кого ты никогда не встречал! Я стала понимать, почему он вдохновляет стольких художников от сюрреалистов до концептуалистов, от Сальвадора Дали до Джозефа Кошута. Фрейд, как мне кажется, вообще был одним из первых художников-концептуалистов и размещение предметов в его коллекции попарно и группами можно бесспорно считать одной из первых инсталляций».

DanceDisapproval-1После смерти Фрейда его научное наследие было подвергнуто значительной критике со стороны академических кругов, хотя психотерапевтический метод, предложенный Фрейдом, в той или иной степени прослеживается в работе психотерапевтов по всему миру. Джейн отразила это противоречие в своих скульптурах, используя при их создании специальную металлическую сетку, что-то наподобие сетки-рабицы.

«Металлическая сетка с её прозрачностью, гибкостью  и острыми углами из всех других материалов больше всего ассоциируется у меня с Зигмундом Фрейдом. Мне кажется именно этими физическими качествами можно описать личность Фрейда и представления о нём, существующие в обществе: он был жёстким, когда нужно было отстаивать свои взгляды, и в то же время очень гибким и пластичным в работе над своими теориями.  Его работы вызывали отвращение и восторг, его теории благодарно принимались, как способные исцелять и отвергались, из-за опасности сделать прозрачным то, что до того оставалось скрытым».

Dance of Disapproval-6Джейн не скрывает того, что её богатая семейная история является неисчерпаемым источником вдохновения для неё:

«Мои представления о Фрейде сформировались под влиянием рассказов о нём от бабушки и дедушки по отцовской линии, которые им просто восхищались и понимали, как важны, созданные им труды. Они редактировали его дневники и переводы с немецкого. Это казалось им таким важным, чтобы я, мы, вообще все понимали его, как будто речь идёт о вопросах жизни и смерти. Я не могу говорить за всех членов моей семьи, но лично я всегда чувствовала невероятную гордость и восхищение его теориями. Я люблю Фрейда не только потому, что он был моим прадедушкой, но и за его способность проникать в самые глубины разума, создавая при этом новые смыслы.

DanceDisapproval-8В конце концов, мы те, кто мы есть, и каждый делает в своей жизни, то, что ощущает внутри себя как должное, как то, что влечёт его изнутри. Рационализация кажется мне одним из способов объяснения этого влечения. Я чувствую свою потребность обращаться к теме семьи. И я не чувствую необходимости задаваться вопросами «зачем?» и «почему?», пока эта тема даёт мне столько вдохновения. Практической реализацией этого влечения является то, что на деньги из моего наследства я отреставрировала дом на родине Фрейда, в городке Пршибор Чешской Республики (бывший австрийский Фрейбург). Этот дом находится меньше, чем в 100 ярдах  от того дома, где родился Фрейд. Мне нравится эта связь между прошлым и будущем».

Журналисты спросили Джейн, ощущает ли она, что имя Фрейда накладывает на неё непомерный груз ожиданий?

«Непомерный груз – это, возможно, слишком сильно сказано, но мне кажется люди порой, действительно, проецируют на меня то, что они думают или чувствуют в связи с  Фрейдом. Я как-то привыкла к этому и стараюсь относиться к этому проще или, по крайней мере, с пониманием».

Текст создан по материалам:

  1. Rosy Moorhead. An exhibition to mark 75 years since the death of Sigmund Freud — by his great-granddaughter Jane McAdam Freud//Times, 20 October 2014.
  2. Bridget Galton. Sculptor Jane McAdam Freud on war, family and getting to know her great granddad Sigmund//Ham&High, 23 October 2014.
  3. Персональный сайт Джейн МакАдам Фрейд: janemcadamfreud.com
Иллюстрации в тексте: Photo Simon Barber, Exhibited works by Jane McAdam Freud, Lucian Freud «Benefits Supervisor Sleeping» (Люсьен Фрейд «Социальный работник спит»).
Реклама

Об авторе tolkoksana

Психолог-консультант психоаналитической ориентации
Запись опубликована в рубрике Арт-проекты, Интервью, Психоанализ и искусство, События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s